Видео

В сельском хозяйстве «ловят момент»

Год за годом природа продолжает нещадно испытывать выносливость и силу духа карталинских аграриев своим капризами. Нынче она была особо «щедра» к землям наших сельхозтоваропризводителей: сначала засуха, затем – наводнение…
Настроение на полях карталинских аграриев царит безрадостное — уборка в районе в этом году идет очень сложно. В данный момент она проходит параллельно с заготовкой кормов. В прошлом году к этому времени большинство полей в районе уже было убрано. Нынче в районе убрана едва ли половина от сохранившихся после всех природных катаклизмов 47 тысяч гектаров посевных площадей. Сколько земель в итоге удастся отвоевать нашим аграриям, сейчас говорить рано. Окончательных прогнозов по поводу урожая этого года пока что ни один специалист делать не берется.

Многие посевы карталинских сельхозтоваропроизводителей погибли еще в июне, от жары. В целом засуха погубила более 36 тысяч гектаров полей. 10700 гектаров списали по итогам наводнения. Списанные гектары – это даже не пострадавшие, а полностью уничтоженные посевы. Но и то, что каким-то чудом сохранилось на полях, убирать не дает погода: холодно, влажно.
Кроме всего прочего, из-за дождливой погоды не успевает просыхать земля – на некоторых полях до сих пор вода стоит. Техника то тут, то там буквально тонет. «Кировец» на краю поля, готовый в любой момент вытащить увязший в грязи комбайн – обычная картина сегодняшнего дня.
Убирать урожай крестьянам удается лишь отдельными кусками. К некоторым участкам при всем желании нет возможности подобраться – их оставляют с надеждой на лучшую пору. Уборочные работы селяне начинают ближе к обеду (когда подсыхает утренняя роса), а сворачиваться начинают уже в 7-8 часов вечера, с появлением первой ночной влаги. «Нам бы всего несколько погожих дней», — словно заклинают погоду аграрии везде, где мы побывали за прошедшую неделю. И ловят, ловят любой момент, чтобы успеть хотя бы к крайним срокам собрать все то, во что было вложено неимоверное количество сил, заботы и труда.

А в полях нынче безумно красиво! Жаль, что не по времени. Зелень по округе поднялась изумрудная: сожженная июньским солнцем трава словно наверстывает украденное засухой время. Вопреки всем срокам сейчас вовсю расцвела и гречиха. Говорят, кое-где даже подснежники встречаются! Пленяют своей зрелой красотой и пшеничные поля. А вот урожайностью не радуют. В среднем по пять центнеров с гектара в районе собирают. Да и качество зерна с каждым днем вызывает все большие опасения. Сейчас в среднем по району оно составляет 58-60% стекла (при необходимых 65%), но каждый дождливый день все ниже опускает эту планку.
Многие культуры воспряли после засушливого периода, поднялись, да только вот вызреть до холодов вряд ли успеют. Ясно, что как зерновые они уже никуда не сгодятся, только лишь на фуражное зерно. Их скашивают кто на сено, кто на «зеленку» — в зависимости от потребности.
Потребности в той же кормовой базе для животноводства в районе на сегодня немалые – от наводнения пострадали не только посевы. До прихода «большой воды» карталинскими аграриями было заготовлено почти пять тысяч тонн сена, до закрытия плана оставалось немногим более трех тысяч тонн добрать… Согласно суровой статистике, от тех запасов в районе осталось всего порядка 2,5 тысячи тонн сена. Те, кто занимается животноводством, постараются компенсировать недостаток грубых кормов заготовкой сенажа, в котором, судя по всему, недостатка не будет.

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ
Если о зерновых карталинские аграрии в нынешнюю уборочную рассказывают не очень охотно, то о том же подсолнечнике многие из них отзываются с заметной теплотой. Говорят, «солнечная» культура доказала свою рентабельность в сравнении, хотя бы, с той же пшеницей. Успевший поймать свою долю тепла, подсолнечник выстоял вопреки всем природным катаклизмам. Не весь, но большей частью. И хотя рынок цен на эту культуру в нашем регионе до конца еще не сформировался, аграрии не сомневаются, что затраченные на нее средства окупятся в полной мере. А возможно даже дадут заслуженную кропотливыми трудами прибыль.
С пшеницей ситуация складывается менее радужно. Сегодня элеваторы принимают ее в среднем по девять тысяч за тонну при условии выдержанной стекловидности в 65%. В прошлом году при таких же качественных показателей она закупалась по цене 12-13 тысяч за тонну.