Архив

Раздолье для творчества

Ровно 20 лет назад на тракционных путях локомотивного депо Карталы запустили в эксплуатацию два поста ЭЦ. В те годы подобное новшество было большой редкостью. Оно в разы ускорило оборот локомотивов и до сих пор исправно выполняют свою функцию. Их главная особенность в том, что все оборудование буквально до последнего винтика было собрано из подручных материалов руками умельцев из ШЧ-8 и ТЧ-5.
В середине восьмидесятых годов прошлого века тогдашний начальник локомотивного депо Карталы Юрий Шамрай и главный инженер Петр Кузнецов задумались, как ускорить оборот локомотивов на тракционных путях предприятия. Один из резервов повышения производительности труда – оборудование стрелок электроприводами. Но как ими управлять? Предлагалось несколько вариантов, но все они в конечном итоге были отвергнуты. И тогда руководство депо приняло решение строить полноценные посты электрической централизации. Задача была довольно сложная. В те годы промышленность для локомотивных депо подобного оборудования не выпускала, а путевое хозяйство такого крупного подразделения как в Карталах – это же приличная станция!
Для реализации необычного проекта привлекли умельцев из числа локомотивщиков и работников ШЧ-8. Прорабом стройки назначили бывшего машиниста – инструктора Олега Абрамова, который уже находился на пенсии.
Сборку и монтаж оборудования поручили вести машинистам Юрию Решетняку, Владимиру Лапшину, Петру Кожевникову и Александру Коваленко. Все они когда-то прошли школу электромехаников СЦБ, а снабженцем, консультантом и главным инженером проекта стал начальник РТУ ШЧ-8 Александр Кожевников.
– Первый пост начали строить в северной горловине. Сначала возвели небольшое двухэтажное здание. На первом разместилась релейная, а на втором – комната для дежурного, – вспоминает бывший главный инженер проекта Александр Кожевников. – Материалов катастрофически не хватало, и мы их собирали по всем дистанциям дороги. Часть оборудования была взята со станции Карталы-2, где в это время проводилась модернизация. В дело шло все вплоть до металлолома, экономить старались на всем. К примеру, для управления стрелками выбрали самую простую трехпроводную схему, которая требовала меньшего количества кабеля. А пульт управления был сделан из подручных материалов непосредственно в экспериментальном цехе локомотивного депо. И так по многим позициям.
В 1988 году пост был сдан в эксплуатацию, что значительно помогло увеличить оборот локомотивов. Однако он имел один существенный недостаток – «хромала» безопасность движения, и на нее было велико влияние человеческого фактора. Поэтому пост электрической централизации в южной горловине уже начали строить с учетом допущенных ошибок и отвечающий всем канонам безопасности.
– Меня приняли на полставки слесарем в локомотивное депо, и я в свободное от основной работы время готовил необходимую документацию и проектировал электрическую централизацию, – продолжает свой рассказ Александр Кожевников.
Надо отметить, что главный инженер проекта Александр Кожевников сам нарисовал все принципиальные и монтажные схемы, а Юрий Решетняк и Владимир Лапшин воплотили их в жизнь. В депо даже нашелся специалист по изолирующим стыкам рельсовых цепей. За это дело взялся бывший путеец Александр Жуков.
В 1991 году в эксплуатацию сдали первую очередь поста в южной горловине и только в 1993 году управление северного поста перевели на южный. Они стали функционировать как одно целое. В электрическую централизацию было включено 43 стрелки, 46 маневровых светофоров, девять путей и 27 стрелочных секций.
Работы по внедрению электрической централизации на тракционных путях локомотивного депо продолжались в общей сложности шесть лет.
– Здесь было настоящее раздолье для технического творчества, и мы этим шансом вос пользовались в полной мере, – подчеркивает Александр Кожевников. – Представляете, наша группа в составе Юрия Решетняка и Владимира Лапшина разработала и внедрила около 200 рационализаторских предложений! Если учесть, что все оборудование и начинка изготавливались из подручных материалов, то экономический эффект был очень солидный.
С пуска постов ЭЦ прошло уже двадцать лет, но участники его монтажа до сих пор с благодарностью вспоминают то интересное время.
Ведь они смогли реализовать не только свои самые смелые технические идеи, но и сэкономили предприятию немалые суммы. Приятно, что по прошествии стольких лет электрическая централизация стабильно функционирует.
– Действительно, двадцать лет назад мои коллеги поработали на совесть, вложили в это дело всю душу и мастерство, тем самым создали такой надежный запас прочности. Учтите, что в те годы подобная электрическая централизация на сети дорог была очень большой редкостью. Отрадно, что карталинцы шли в числе первопроходцев, – заключает электромеханик Виктор Налимов, сегодня обслуживающий это оборудование.