Архив

Училище повышает статус

В последние годы руководство страны все чаще обращает внимание на проблемы в системе начального профессионального образования. Оно старается переломить негативную ситуацию на рынке труда и обеспечить его высококвалифицированными кадрами рабочих специальностей. Это наглядно видно и на примере Карталинского ПУ-128, которое в начале учебного года поменяло статус и постепенно переходит в систему среднего профессионального образования. В частности, в начале учебного года на его базе был создан Карталинский аграрно-технологический техникум. Мы попросили директора Александра Ермухаметова рассказать, как приживается новшество.
— Александр Яковлевич, в чем заключается суть данного образовательного проекта?
— Прежде чем ответить на этот вопрос, попытаюсь остановиться на нескольких проблемах нашей системы, которые тормозят ее дальнейшее развитие. Существующий уровень образования в начальном профессиональном образовании (НПО) сегодня уже никого не устраивает. При огромных затратах отдача для экономики страны и для самого учащегося — минимальная. Поэтому система НПО должна быть в корне модернизирована. Позиция федерального правительства в этом вопросе однозначна: сеть учреждений начального профессионального образования необходимо реформировать путем повышения статуса бывших училищ. То есть переход училища в более высокий статус учебного заведения — в колледж, техникум или лицей.
Сегодня мы переживаем период технической и информационной революции и надо соответствующим образом отвечать на вызов времени.
Поэтому перед современной системой НПО стоит задача готовить не рабочих третьего разряда, которые не востребованы или вынуждены сразу же по окончанию училища проходить переподготовку, а специалистов с качественно другим уровнем квалификации.
Вот так у нас и появился аграрно-технологический техникум. В этом учебном году была набрана первая группа СПО по специальности «Механизация сельского хозяйства».
— Почему именно ваше учебное заведение было выбрано для проведения этого эксперимента? В Челябинской области, которая славится своей системой начального профессионального образования, есть немало и других не менее достойных училищ подобного профиля.
— Таких училищ, где были открыты техникумы, по области набралось двенадцать. Определяющим фактором в процессе выбора площадки для эксперимента стал высокий профессиональный уровень подготовки нашего педагогического коллектива. В коллективе нет ни одного преподавателя, не имеющего высшего образования. Более половины имеют высшую квалификационную категорию.
У нас работают победители различных областных конкурсов профессионального мастерства, педагоги, имеющие звание «Мастер золотые руки», победители в областных конкурсах на звание лучшего в дополнительном образовании. Ежегодно педагоги и мастера производственного обучения повышают свою квалификацию и разряды на курсах и стажировках.
Повышению профессионального мастерства как начинающих, так и опытных педагогов способствует проведение тематических заседаний педагогического, методического советов внутри техникума, работа «Школы начинающего преподавателя», участие в работе городских, областных, региональных семинарах, конференциях, конкурсах профессионального мастерства.
Важной составляющей деятельности образовательного учреждения среднего профессионального образования (СПО) является научнометодическая работа. Ее содержание определяется образовательной политикой региона, целями и задачами работы техникума в новых условиях. Единая методическая тема, над которой работает педагогический коллектив техникума — «Оптимизация учебного процесса в целях повышения качества подготовки специалиста». Этой проблеме были посвящены педагогические чтения. В течение года проводилась активная работа по созданию и совершенствованию комплексного методического обеспечения преподаваемых дисциплин. Руководство техникума обеспечивает все возможные условия для развития информационного пространства техникума, педагоги и учащиеся имеют доступ в Интернет, функционирует сайт учебного заведения, который содержит различную информацию о техникуме, основных событиях, проводимых мероприятиях. В музее установлена веб-камера, позволяющая общаться с ЧИРПО и другими учебными заведениями в режиме онлайн.
Существенно увеличилась доля электронных учебных материалов, силами ребят выпускается газета «Дом ». Студенты и учащиеся принимают участие в спортивной жизни колледжа, занимаются в секциях и кружках, участвуют в городских и областных конкурсах. Активно развивается студенческое самоуправление. Успешной трудовой самореализации личности, формированию адаптационных ресурсов содействуют конкурсы профессионального мастерства, олимпиады и другие мероприятия, связанные с будущей профессиональной деятельностью выпускника. Ежегодно мы выполняем план приема, что является одним из показателей успешной работы.
— Новый статус училища предполагает не только иную организацию учебного процесса, но и серьезную модернизацию его материально-технической базы.
— Оборудована шиномонтажная мастерская, приобретены сварочные аппараты, учебные автомобили, оборудование для лабораторий, электронные средства обучения. Но этого явно не достаточно и ее надо укреплять. Модернизация материальной базы в первую очередь ориентирована на работодателя. Тогда специалист, обученный высоким технологиям и современным методам работы, придет на производство всесторонне подготовленным. Но улучшить материально-техническую базу без помощи предприятия работодателя и социальных партнеров невозможно.
— В техникумах, колледжах и даже в средних школах уже давно практикуется непрерывное профессиональное образование. А что вы может предложить своим нынешним и будущим студентам?
-Во-первых, мы недавно вступили в ассоциацию «Образовательное содружество». В настоящее время техникум продолжает сотрудничать с предприятиями и организациями города и области, с высшими учебными заведениями, такими как ЧелГУ, ЮУрГУ, Троицкая академия ветеринарной медицины — поэтому обучение в нашем техникуме — важный этап непрерывного образования.
По НПО у нас есть группы «Автомеханик», «Повар-кондитер», «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», «Портной». Кроме этого, широко развивается внебюджетная деятельность.
Заключены договора с железнодорожными предприятиями и ведется успешная подготовка и переподготовка по специальности «Сварщик», «Водитель».
По договоренности с центром занятости населения в этом году открыли парикмахерский салон, где обучаются кроме наших ребят и взрослое население. Работающие на территории области и района горнодобывающие карьеры обратились к нам с просьбой организовать обучение рабочих.
Так что, опираясь на различные возможности, в будущем наше учебное заведение может выпускать специалистов как начального, так и среднего профессионального образования. Это, в свою очередь, позволит работодателям осуществлять выбор специалистов любого уровня и квалификации.